Гудилова Анастасия Сергеевна , воспитатель, МАДОУ № 42 "Карусель"

Рабочая программа кружка "Lego констуирования"

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В связи с введением в систему дошкольного образования федеральных государственных требований открываются большие возможности использования новых педагогических технологий, методик, различных видов дидактического материала. Наиболее популярным оборудованием на

сегодняшний день считаются материалы Лего, в которые входят различные виды конструкторов. Материал Лего является универсальным и многофункциональным, поэтому он может использоваться в различных видах деятельности. Внедрение Лего-

технологий в образовательный процесс дает возможность осуществлению интегративных связей между образовательными областями.

 Цель:

Содействовать развитию у детей дошкольного возраста способностей к техническому творчеству, предоставить им возможность творческой

самореализации посредством овладения ЛЕГО- конструированием.

 Задачи:

 Обучающие:

· содействовать формированию знаний о счёте, форме, пропорции, симметрии, понятии части и целого;

· создать условия для овладения основами конструирования;

· способствовать формированию знания и умения ориентироваться в технике чтения элементарных схем.

 Развивающие:

· создать условия для развития внимания, памяти, образного и пространственного мышления;

· способствовать развитию творческой активности ребёнка;

· способствовать расширению кругозора и развитию представлений об окружающем мире.

 Воспитательные:

· содействовать формированию умения составлять план действий и применять его для решения практических задач, осуществлять анализ и оценку проделанной работы;


· содействовать воспитанию организационно-волевых качеств личности (терпение, воля, самоконтроль);

· создать условия для развития навыков межличностного общения и коллективного творчества.

Ребенок – прирожденный конструктор, изобретатель и исследователь. Эти заложенные природой задачи особенно быстро реализуются и

совершенствуются в конструировании, ведь ребенок имеет неограниченную возможность придумывать и создавать свои постройки, конструкции, проявляя любознательность, сообразительность, смекалку и творчество.

Ребенок на опыте познает конструктивные свойства.

 

 

Актуальность

Современное образование все более и более ориентировано на формирование ключевых личностных компетентностей, на развитие способностей воспитанников самостоятельно решать проблемы, на совершенствование умений оперировать знаниями, на развитие их интеллектуальных способностей.

Детская игра и конструирование как одни их специфичных и

предпочитаемых детьми видов деятельности занимают достойное место как в методологии, так и в практике образования. О значении конструировании в развитии дошкольников говорили многие отечественные педагоги и психологи (Н. Н. Поддьяков, А. Н. Давидчук, 3. В. Лиштван, Л. А.

Парамонова, Л. В. Кулакова и др.).

Н.Н. Поддьяков утверждает, что конструкторская деятельность играет существенную роль в умственном развитии ребенка. В процессе конструктивной деятельности ребенок создает определенную, заранее заданную воспитателем модель предмета из готовых деталей. В этом

процессе он воплощает свои представления об окружающих предметах в реальной модели этих предметов. Конструируя, ребенок уточняет свои представления, глубже и полнее познает такие пространственные свойства предметов, как форма, величина, конструкция и т. д.

В конструировании дети практически действуют с реальными предметами.

Но эта деятельность существенно отличается от предметного

манипулирования на более ранних этапах детства. В конструкторской


деятельности отдельные действия ребенка подчинены основной цели

- сделать заранее задуманный предмет.

Одними из самых востребованных в мире современных конструкторов, органично сочетающих в себе игру и конструирование, являются конструкторы LEGO. Использование ЛЕГО-конструкторов в

образовательной работе с

детьми выступает оптимальным средством формирования навыков конструктивно-игровой деятельности и критерием психофизического развития

детей дошкольного возраста, в том числе становления таких важных компонентов деятельности, как умение ставить цель, подбирать средства для её достижения, прилагать усилия для точного соответствия полученного результата с замыслом.

LEGO воплощает идею модульности, наглядно демонстрирующую детям то, как можно решать некоторые технические проблемы, а также формирует навыки сборки, ремонта и разборки техники.

 

 

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ

Заключается в развитии у детей пространственного и конструкторского мышления, развитие мелкой моторики. Созданные Лего-постройки дети используют в сюжетно-ролевых играх. Для развития полноценного конструктивного творчества необходимо, чтобы ребёнок имел

предварительный замысел и мог его реализовывать, умел моделировать. Лего помогает видеть мир во всех его красках, что способствует общему развитию ребёнка. Одно из проявлений творческой способности - умение комбинировать знакомые элементы по-новому. Работа с Лего-элементами

стимулирует и развивает потенциальные творческие способности каждого ребёнка, учит его созидать и разрушать, что тоже очень важно. Разрушать не агрессивно, не бездумно, а для обеспечения созидания нового.

Самостоятельная конструктивная игровая деятельность детей отличается

несформированностью и требует не только руководства со стороны педагога, но и определенного коррекционно-развивающего воздействия на детей.

 

Программой предусматривается 1 занятие в неделю во второй половине дня. Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей 6-7лет – 25-30минут. Обучение


проводится с учетом индивидуальных способностей детей, их уровня знаний и умений. На занятиях детям предоставляются возможности удовлетворять

свои интересы путем активного включения их в творческую деятельность.

ПРИНЦИПЫ LEGO – КОНСТРУИРОВАНИЯ:

 

-  от простого к сложному;

-  учет возрастных особенностей детей;

-  учёт индивидуальных возможностей детей в освоении коммуникативных и конструктивных навыков;

-  активности и созидательности;

-  использование эффективных методов и целенаправленной деятельности, направленных на развитие творческих способностей детей;

-  комплексности решения задач;

-  решение конструктивных задач в разных видах деятельности: игровой, познавательной, речевой;

-  результативности и гарантированности;

-  реализация прав ребёнка на получение помощи и поддержки, гарантии положительного результата независимо от возраста и уровня развития детей.

 Формы организации обучения дошкольников конструированию

• 1. Конструирование по образцу

• 2.Конструирование по модели

• 3. Конструирование по условиям

• 4.Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам

• 5.Конструирование по замыслу

• 6.Конструирование по теме

 

 

 методы и приемы.

 

Методы

Приёмы

Наглядный

Рассматривание на занятиях готовых построек, демонстрация способов крепления, приемов подбора


 

деталей по размеру, форме, цвету, способы удержания их

в руке или на столе.

Информационно- рецептивный

Обследование деталей и материала, которое предполагает подключение различных анализаторов (зрительных и тактильных) для знакомства с формой и структурой определения пространственных соотношений между ними (на, под, слева, справа. Совместная деятельность педагога

и ребёнка.

Репродуктивный

Воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа,

упражнения по аналогу)

Практический

Использование детьми на практике полученных знаний и

увиденных приемов работы.

Словесный

Краткое описание и объяснение действий, сопровождение

и демонстрация образцов, разных вариантов моделей.

Проблемный

Постановка проблемы и поиск решения. Творческое использование готовых заданий (предметов),

самостоятельное их преобразование.

Игровой

Использование сюжета игр для организации детской

деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета.

Частично-

поисковый

Решение проблемных задач с помощью педагога.

 

 

 

 

Перспективное планирование в подготовительной к школе группе.

 

Месяц

Тема

Цели

Октябрь

Грузовик везет кирпичи

Учить строить по карточке, находить различия и сходства в схемах.

Учить рассказывать о проделанной работе.

Корабль

Закреплять навыки конструирования.

Учить сочетать в постройке детали по форме и цвету, устанавливать пространственное расположение построек.

Аэропорт

Учить строить разные самолеты по схемам.

Развивать глазомер, навыки конструирования.

Конструирование по замыслу.

Закреплять полученные навыки.

Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание.

Развивать творческую инициативу и самостоятельность.

Ноябрь

Многоэтажные дома

Развивать творческую инициативу и самостоятельность.

Формировать обобщенные представления о домах.

Магазины

Закреплять названия магазинов, их виды.

Детский сад

Учить строить детский сад.

Развивать память и внимание.

Конструирование по замыслу

Закреплять полученные навыки.

Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание.

Развивать творческую инициативу и самостоятельность.

Декабрь

Животные на ферме

Уточнять и закреплять знания о домашних животных, об их назначении и пользе для человека.

Овечка

Вызвать положительные эмоции от стихотворений о животных В. Степанова: «Кошка», «Петух», «Овечка».

Закреплять знания о домашних животных.

Учить строить животных.

Дом фермера

Закреплять навыки строить по схемам.

Учить строить двухэтажный дом фермера из ЛЕГО-конструктора.

Конструирование по замыслу.

Закреплять полученные навыки.

Учить строить по замыслу.

Развивать творчество, навыки конструирования. 

Январь

Качели

Учить строить сложную постройку из ЛЕГО-конструктора.

Карусели

Продолжать учить строить сложную постройку из ЛЕГО-конструктора.

Беседка для ребят

Учить строить беседку, которая находится на участке детского сада по памяти.

Развивать память , навыки конструирования.

Горка

Учить определять состав деталей конструктора, особенности их формы, размера и расположения.

Февраль

Городской транспорт

Закреплять знания о городском транспорте.

Развивать наблюдательность, внимание, память.

Учить строить автобус.

Светофор

Закреплять знания о светофоре.

Знакомство с дорожными знаками

Познакомить с дорожными знаками.

Учить строить дорожные знаки на плите.

Конструирование по замыслу

Закреплять полученные навыки.

Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание.

Развивать творческую инициативу и самостоятельность.

Март

Играем в зоопарк

Закреплять знания о работниках зоопарка и его обитателях.

Слон

Учить строить слона с большим хоботом из лего-конструктора.

Развивать творческие навыки и терпение.

Верблюд

Продолжать знакомить с обитателями зоопарка.

Учить строить одно- и двугорбых верблюдов.

Конструирование по замыслу

Закреплять полученные навыки.

Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание.

Развивать творческую инициативу и самостоятельность.

Апрель

Ракета, космонавты

Закрепить знания о первом космонавте Ю. Гагарине.

Учить строить ракеты.

Космический корабль

Рассказать о космическом корабле.

Учить строить космический корабль.

Луноход

Рассказать о луноходе.

Учить строить луноход из деталей конструктора.

Конструирование по замыслу

Закреплять полученные навыки.

Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание.

Развивать творческую инициативу и самостоятельность.

Май

Паровоз везет товары

Познакомить с приемами сцепления кирпичиков с колесами, друг с другом, основными составными частями поезда.

Развивать фантазию, воображение.

Станция

Продолжать знакомить с железной дорогой.

Учить строить станцию для паровозиков.

Дома на нашей улице.

Закреплять умение строить домики.

Конструирование по замыслу

Закреплять полученные навыки.

Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание.

Развивать творческую инициативу и самостоятельность.

В результате освоения программы ребенок может:

знать

· детали наиболее подходящие для постройки

· способы их комбинирования

уметь

· самостоятельно находить отдельные конструктивные решения на основе анализа существующих сооружений.

· работать коллективно

· сооружать различные конструкции одного и того же объекта, механической модели в соответствии с их назначением

иметь представление

· о конструкции объекта, механической модели и его функциональном назначении

· о различных видах наборов ЛЕГО

· о создании проектов с помощь мультимедийного контента

· планировать процесс возведения постройки

· сооружать постройки, объединенные общей темой

· создавать различные модели: по рисунку,  по словесной инструкции воспитателя,  по собственному замыслу работы с ними, с помощью интерактивных средств.

Оценочные материалы достижения детьми планируемых результатов освоения дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы «ЛЕГО – конструирование».

Диагностика освоения в ДОУ дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы «ЛЕГО – конструирование» включает следующие блоки информации о результатах деятельности:

· воспитание и образование дошкольников в соответствии с дополнительной общеобразовательной программой – дополнительной общеразвивающей программой;

· методическое обеспечение дополнительного образовательного процесса;

· материально-техническое и финансовое состояние.

 Изучение результативности работы педагогов строится на основе: входной и итоговой (результат каждой возрастной ступени дошкольного образования) педагогической диагностики развития каждого воспитанника.

В диагностике используются специальные диагностические таблицы, с помощью которых можно отследить изменения в личности ребенка и определить необходимую дополнительную работу с каждым ребенком по совершенствованию его индивидуальных особенностей. (Диагностический инструментарий Е.В. Фешиной из методического пособия «ЛЕГО-конструирование в детском саду» - М., ТЦ «Сфера», 2012 г.).

Если тот или иной показатель сформирован у ребенка и соответственно наблюдается в его деятельности, воспитатель ставит показатель «часто».

Если тот или иной показатель находится в состоянии становления, проявляется неустойчиво, ставится показатель «иногда». Эти два показателя отражают состояние нормы развития и освоения дополнительной образовательной программы, и проведения дальнейшей специальной диагностической работы по высокоформализованным методикам не требуется.

Если тот или иной показатель не проявляется в деятельности ребенка (ни в совместной со взрослыми, ни в самостоятельной деятельности), возможно создание специальных ситуаций, провоцирующих его проявление (воспитатель может предложить соответствующее задание, попросить ребенка что-либо сделать и т.д.). Если же указанный показатель не проявляется ни в одной из ситуаций, ставится «редко».

Результаты мониторинга к концу каждого психологического возраста интерпретируются следующим образом.

Преобладание оценок «часто» свидетельствует об успешном освоении детьми требований дополнительной образовательной программы.

Если по каким-то направлениям преобладают оценки «иногда», следует усилить индивидуальную педагогическую работу с ребенком по данным направлениям с учетом выявленных проблем в текущем и следующем учебном году, а также взаимодействие с семьей по реализации дополнительной образовательной программы.

Если по каким-то направлениям присутствуют оценки «редко», процесс диагностирования переходит на второй уровень, предполагающий проведение комплексного психологического диагностического обследования.

Предполагается применение различных методов оценки: наблюдение за детьми, изучение продуктов их деятельности (построек), несложные эксперименты (в виде отдельных поручений ребенку, проведения дидактических игр, предложения небольших заданий), беседы, проекты.

Используемая литература:

1. Методическое пособие «Лего-конструирование в детском саду» Е. В. Фешиной – М.: ТЦ «Сфера», 2012 г.

2. Л. С. Римашевская «Технология развития навыков сотрудничества у старших дошкольников» - М., Центр педагогического образования, 2007

3. Е. М. Фадеева «Развитие навыков сотрудничества у дошкольников» - Нытва, 2008

4. Е. С. Евдокимова «Технология проектирования в ДОУ» - М., Сфера, 2006

5. В. А. Деркунская, А. Н. Харчевникова «Педагогическое сопровождение сюжетно-ролевых игр детей 4-5 лет» - М., Центр педагогического образования, 2012

6. В. А. Деркунская, А. Н. Харчевникова «Игровые приемы и коммуникационные игры для детей старшего дошкольного возраста» - М., Центр педагогического образования, 2012

7. В. А. Деркунская «Проектная деятельность дошкольников» - М., Центр педагогического образования, 2012 

8. Т. И. Ерофеева «Сказки для любознательных» (все возрастные группы) - М., Просвещение, 2012

9. А. В. Чулкова Формирование диалога у дошкольников - Ростов-на-Дону, Феникс, 2008

10. Л. В. Чернецкая Развитие коммуникативных способностей у дошкольников - Ростов-на-Дону, Феникс, 2005

11. Т. И. Гризик «Умелые пальчики» 5-7 лет - М., Просвещение, 2012

16 февраля 2020 в 16:50

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.